Защитить христианство в Северной Осетии-Алании

31 Июля 2019   Православные инициативы   452
Церквоь святого Георгия Победоносца в селе Дзивгис. Фото Александра Егорцева
Историческое исповедание православного христианства – это одна из главных отличительных особенностей Северной Осетии-Алании среди других республик Северного Кавказа, жители которых преимущественно являются последователями ислама. В РСО-Алании до наших дней сохраняются и открыто действуют многие древние христианские храмы и монастыри, оставаясь национальным достоянием осетинского народа. Их показывают туристам, ими гордятся жители. Но, как оказалось, в республике давно назрел острый конфликт на религиозно-культурной почве. С исламом и мусульманами этот конфликт никак не связан. Корни противостояния тянутся к искусственно возрождаемому язычеству и с каждым годом набирающим силу и влияние неоязычникам.

Пожалуй, об этом странном столкновении неоязычества с христианством в Республике Северная Осетия-Алания российское общество могло бы еще долго не знать. Но после очередного инцидента православные верующие пришли к выводу, что замалчивать проблему более не следует, и открыто выступили с обращением к Архиепископу Владикавказскому и Аланскому Леониду.

Письмо стало реакцией на пост от имени члена молодежного парламента республики Романа Габараева, в котором он в нецензурной форме призывал изгонять христиан. Как отмечается в обращении верующих, эта история — не единичный случай, за последние годы в Северной Осетии-Алании «по возрастающей идет атака на православное духовенство и верующих».


У жителей это резонансное обращение верующих вызвало сочувствие и тревогу, у местных властей – панику… Поскольку проблема представляется действительно серьезной, мы публикуем текст обращения верующих без сокращений.
Свято-Георгиевский собор во Владикавказе. Фото Александра Егорцева



Обращение православной общественности к Архиепископу Владикавказскому и Аланскому Леониду


Во имя Отца и Сына и Святого Духа.

Мы, православные граждане Осетии, с большим возмущением восприняли богохульные высказывания члена Молодежного парламента республики Северная Осетия-Алания, опубликованные в социальной сети Фейсбук после проведения во Владикавказе традиционного крестного хода в день памяти царственных страстотерпцев 17 июля.

Регулярные оскорбления в адрес православных христиан в осетинском сегменте интернета не являются новостью. Атака на православное духовенство и верующих идет по возрастающей все последние годы. Однако впервые в столь кощунственной форме свое мнение о святынях и торжествах Русской Православной Церкви публично высказал представитель околовластной структуры. По причине религиозной ненависти он призвал изгнать из Осетии всех исповедующих православие.

Возникает вопрос, по какому принципу сегодня в Молодежный парламент отбираются люди, призванные защищать интересы граждан Осетии. Или православные не являются частью осетинского народа?

Долготерпение является в христианстве одной из главных добродетелей. «Любовь долготерпит, милосердствует, любовь не завидует, не превозносится», - говорит апостол.

Длительное время наблюдая действия властных структур, общественных организаций и групп лиц, враждебно относящихся к православию и Православной Церкви, в первую очередь, оскорбительные и экстремистские высказывания в СМИ, захват святых мест, исторически являющихся объектами массового поклонения православных христиан, откровенную фальсификацию исторических фактов, духовенство и духовно опытные миряне призывали церковный народ к долготерпению во имя мира на земле Осетии, наставляли молиться о вразумлении наших братьев, омраченных ненавистью.

Однако, долготерпение имеет пределы, если дело касается защиты веры и Родины. Мы, православные жители Алании заявляем, что в течение нескольких последних лет в республике с молчаливого одобрения властей происходит жесткое давление на Православную Церковь и православных христиан. По сути,осуществляется рейдерский захват древнего христианского наследия на идеологическом и материальном уровне.

Более того, мы считаем, что дискриминация в отношении христиан связана с идейными установками руководства республики Северная Осетия-Алания, которые оно формально прикрывает заявлениями о важности празднования 1100-летия крещения Алании.
Церковь Жен-Мироносиц и Аланский Успенский монастырь в с. Хидикус. Фото Александра Егорцева
Аланский Успенский монастырь в Алагирском районе Северной Осетии. Фото Александра Егорцева

Дискриминация православной части общества в течение последних трех лет выражается в следующих фактах и тенденциях:

Закрытие для доступа христиан храма Пресвятой Богородицы в с.Хӕрисджын, где 600 лет хранилась величайшая святыня Алании и всего христианского Кавказа, Моздокская икона Божией Матери. Храм был осквернен, иконы и памятная доска, свидетельствующая о христианской принадлежности святого места, выброшены в пропасть. «Реставрационные изыскания» были проведены Комитетом по охране и использованию объектов культурного наследия РСО-Алания и местной организацией традиционной религии осетин. Из «Мады Майрӕмы дзуар» храм переименован в «Уӕлӕмӕсыг Майрӕмы дзуар».

Переименование в официальных документах и сообщениях сооружений, прежде носивших название храмов. Так в документе того же Комитета «Объекты культурного наследия Федерального значения на 1.04.2019» Дзивгисская церковь во имя Георгия Победоносца переименована в «Культовое здание».
Церковь святого Георгия Победоносца в селе Дзивгис. Фото Александра Егорцева
Автоэкспедиция "Кавказ неивзестный" в Северной Осетии. Фото Александра Егорцева

Поддержка верховной властью республики исключительно «всеосетинского» совета «Стыр Ныхас» и делегирование этой организации права единолично определять путь духовного развития осетинского народа, игнорируя мнение и опыт православно-христианской части общества, к коей, по оценкам официальных социологических служб, причисляет себя большинство жителей Осетии.

Показательно, что ни в основном «Стыр ныхасе», ни в его подразделениях, женском и молодежном, нет ни одного представителя Аланской и Владикавказской епархии – ни клирика, ни мирянина.

«Стыр ныхас», изначально созданный для защиты интересов и сохранения духовного и культурного наследия всего осетинского народа, по факту превратился в религиозную верхушку традиционалистов, группы, пытающейся сформулировать некие догматы «веры осетин», утверждая свое исключительное право истинного понимания традиций, общих для всего этноса.

Усиление антихристианской риторики в псевдонаучных кругах и СМИ.

Тиражирование в электронных и печатных СМИ ложной информации, утверждающей, что осетинские дзуары и чтимые святые не имеют никакого отношения к христианству, древних храмов в Осетии нет, это насильственно захваченные святилища-дзуары, а первые собственно христианские памятники на территории Осетии возвели лишь в 18 веке. Распространение ложной и агрессивной информации о насильственной христианизации осетин представителями царской администрации. Это при том, что слово дзуар означает крест, а «дзуары бын кувын» это буквально молиться под крестом, то есть в храме.

Приведя вновь созданное правительство к присяге в Роще Хетага республиканская власть и Стыр Ныхас стыдливо замалчивают тот факт, что Хетаг был преследуем сородичами за свою принадлежность к христианству. Именно так со слов старших записал предание о родоначальнике своей фамилии народный поэт Коста Хетагуров.
На могиле Коста Хетагурова во Владикавказе. Фото Александра Егорцева
Церковь Рождества Богородицы на Осетинской горке, Владикавказ. Фото Александра Егорцева

При попустительстве нынешней власти в контенте СМИ стало возможно неуважительное отношение и уничижительное толкование христианской части истории алан-осетин, тогда как все древние письменные источники свидетельствует, что расцвет Аланского царства приходится именно на эпоху христианизации Алании.

Мы также с большой тревогой наблюдаем за фактами оскорбительного отношения к великим сынам Осетии в связи с их принадлежностью к православно-христианской деноминации.

Разжигание религиозной розни в обществе, вплоть до того, что журналисты официальных СМИ, адепты «истинной веры», в своих материалах методично проводят черту между «своей» и «несвоей» верой. Утверждается, что такие праздники как Куадзӕн (Пасха), Цыппурс (Рождество), Зӕрдӕвӕрӕн (Вознесение), Кӕрдӕгхӕссӕн (Троица), Джеоргоба (осенний Георгий) не имеют отношения к христианству.

За последние несколько лет «Стыр ныхас» перекроил календарь народных праздников, сместив даты таким образом, чтобы праздники, имеющие явно церковное происхождение и всегда отмечавшиеся в дни церковных празднеств, оказались оторванными от церковного календаря.

Запрет для людей, исповедующих православие и носящих нательные кресты, посещать общенациональное святилище Рекомы дзуар. Запрет для православных посещать древний храм Георгия Победоносца в с.Дзивгис и храм Божией Матери в с. Хӕрисджын.
Автоэкспедиция "Кавказ неизвестный" в селе Цмити

Появление экстремистских лозунгов типа «Кто принял христианство, тот перестал быть осетином», транслируемых активистами околовластных традиционалистских групп.

Игнорирование православной тематики в Плане мероприятий празднования 1100 летия крещения Алании. Комитет по проведению празднования, в который входят исключительно светские лица, не имеющие отношения к Православной Церкви, включил в план ремонт стадиона, реконструкцию калосборников, канализации и проведение турнира по вольной борьбе. Но не включены ни роспись кафедрального собора в центре Владикавказа, ни завершение строительства храма Александра Невского, ни поддержка православной гимназии и иных социальных проектов Церкви.

Мы считаем, что вышеперечисленные факты являются тревожными сигналами, свидетельствующими не только о нетерпимости, столь несвойственной традиционной осетинской культуре, но и о растущей деградации в сфере общественных отношений и образования. Мы с огромной тревогой наблюдаем за тем, как среди молодой части осетинского общества на волне «защиты национальных интересов» насаждаются идеи превосходства и ненависти к инакомыслящим. Мы опасаемся, что запущенные механизмы религиозной розни могут привести не только к открытой вражде в осетинском обществе, но и к усилению в Осетии антироссийских настроений.

Ведь уже сейчас в адрес православных все чаще раздаются обвинения в том, что они являются орудием русификации и ассимиляции осетинского этноса. Это при том, что именно Православная Церковь сыграла выдающуюся роль в просвещении горцев-осетин, создав на территории Осетии первые школы, училища, Ольгинскую женскую гимназию, наконец, Ардонскую духовную семинарию, из стен которой вышла первая осетинская интеллигенция.
Строительство храма в память безвинных жертв теракта в Беслане. Фото Александра Егорцева

Русская Православная Церковь осуществляла проповедь на всем Кавказе, но только осетинский народ так органично воспринял ее проповедь, и только здесь она принесла столь обильные плоды. Излишне говорить, что это не могло быть случайностью или результатом насильственного обращения осетин в христианство, как то утверждают адепты уацдина.

Мы, православные граждане Осетии-Алании, обращаемся к Вам, Ваше Высокопреосвященство, как к нашему архипастырю и отцу, несущему ответственность перед Богом за паству на древней христианской земле Алании. Просим Вас принять незамедлительные меры для прекращения скрытого и явного экстремизма в отношении православных верующих. Требуем разобраться с запретом на посещение древних христианских святынь (Хӕрисджыны Мад Майрӕм, Дзивгисы дзуар, Рекомы дзуар) людьми, исповедующими христианскую веру.

История уже знает периоды борьбы с Церковью. И свидетельствует об участи тех, кто с ней боролся. Это страшные судьбы богоборцев, ставших жертвой собственной ненависти. Да не попустит Бог нашим братьям и сестрам быть в их числе.


Заявление Владикавказской епархии по поводу Обращения православной общественности к архиепископу Владикавказскому и Аланскому Леониду


В Управлении Владикавказской и Аланской епархии получили обращение православных верующих Осетии на имя правящего архиерея. С утра архиепископ Леонид проводит консультации и совещания.

Ситуация серьезная, каждый пункт, указанный в письме, будет проверен на предмет достоверности. По каждому факту будет заслушано мнение экспертного сообщества.

В ближайшее время мы проинформируем общественность о наших дальнейших действиях.
В адрес руководства республики будет направлено соответствующее письмо.

Информация о сложившейся ситуации будет письменно доведена до полпреда Президента РФ в СКФО Александра Матовникова и Патриарха Кирилла.

Кроме того, в правоохранительные органы будет направлен запрос о проверке приведенных в обращении фактах на предмет разжигания межконфессиональной розни согласно статье 282 УК РФ.





Вернуться в раздел

Новости

7 июля Патриарх Кирилл посетил остров Коневец в Ладожском озере подробнее >
Митрополию на Кольском полуострове возглавит военный моряк, капитан II ранга в отставке епископ Североморский и Умбский Митрофан (Баданин) подробнее >
Патриарх Московский и всея Руси обратился к мировому сообществу в связи с давлением со стороны украинских властей на Украинскую Православную Церковь и вмешательством государства в церковную жизнь на Украине подробнее >