Торжество Православия. Первая неделя Великого поста

17 Марта 2019   Православные инициативы   260
Первое воскресенье Великого поста называется Неделей Торжества Православия. Это очень древний церковный праздник, ему больше тысячи лет! Он восходит к марту 843-го года и связан с победой над иконоборцами в Византийской империи.

По словам доктора церковной истории протоиерея Владислава Цыпина, иконоборчество ― последняя из больших ересей древней церкви эпохи Вселенских соборов. И в честь её преодоления и был установлен праздник Торжество Православия. После очередного рецидива иконоборчества. Оно было отвергнуто в 787 году на VII Вселенском соборе, был принят орос о почитании икон, но затем уже в начале следующего века иконоборческое движение возобновилось, получив покровительство со стороны императоров.

Торжество Православия – это не праздник какого-то господства Церкви в обществе, как кто-то может подумать, или мечта о статусе государственной религии. Вовсе нет!

Как писал митрополит Антоний (Сурожский), «это не торжество нас, православных, над другими вероисповеданиями и людьми... Это победа истины! Победа Христова над всеми слабостями человеческого уразумения».

Противостояние с ересью иконоборцев ― вещь достаточно серьезная и принципиальная для христианства. Это не какие-то споры искусствоведов по вопросам живописи. Речь шла об основах христианской веры, а именно ― о Боговоплощении. Бог стал Человеком, Иисус Христос Сын Божий родился среди людей, ходил по земле, Его видели и к Нему прикасались. На руках Его носила земная Мать. А значит, и изображения Христа Спасителя, Его Пречистой Матери Девы Марии, Его учеников и святых ― не только допустимы, но и являются материальным свидетельством нашей веры. 

Чтобы понять смысл древнего праздника Торжества Православия, обратимся к истории.

VIII - IX века по Рождестве Христовом, Византийская империя. Гонения со стороны язычников давно позади. У христианства ― статус государственной религии. Во главе империи православные императоры, церковью управляют православные патриархи. Казалось бы, идеал духовно-культурной жизни, «симфония» церковной и светской власти. Но что мы видим в тот период в христианской Византии?..

Новые, чудовищные по своей жестокости, кровавые гонения. Камень преткновения – спор об иконопочитании.

«Доходило до страшных вещей, ― рассказывает профессор Московской Духовной Академии Алексей Ильич Осипов, ― до казни доходило! Ослепляли, пороли воловьими жилами, ссылали и в тюрьмы сажали, морили голодом. Вообще та эпоха ― когда почитаешь, что творилось в те времена ― диву даешься!..»

Только на этот раз инициаторами гонений выступают не язычники, а сами православные императоры. Особенно ревностно уничтожал иконы император Константин V по прозвищу «Копроним», то есть «навозник». При нем же были изданы указы о запрете почитания Богоматери и святых.
"Царь Копроним-иконоборец"
Император Константин V Копроним

Алексей ОСИПОВ, профессор Московской Духовной Академии:

«В Византии, к сожалению, почти всё зависело от императорской власти. Это был такой цезарепапизм, который налагал тяжелейшее пятно на церковную жизнь. И вот этот человек, император Константин V ― «лошадник», «навозник», как говорили, когда его крестили, он даже обкакался, почему и называли его «капроним»… Он обмазывался лошадиным навозом и еще уверял, что это очень полезно для человека. Вот каково могло быть состояние его души?! Теперь это состояние сопоставьте с иконой. Это же антагонисты! Какое общение света с тьмой, Христа с Велиаром? И это тоже могло влиять на иконоборчество, на гонения. И, как всегда, оно исходило от самого императора. А его окружение, всегда подобострастное, всегда следовало за ним»

Подобно современным иконоборцам, тем же самым «Свидетелям Иеговы», разрубавшим в наши дни православные иконы, византийские иконоборцы апеллировали к Ветхому Завету.

Дело в том, что в Ветхом Завете существовал жесткий запрет на какие-либо образы, потому что всё это могло привести к идолопоклонству. Но под предлогом борьбы с идолопоклонством, в 754 году иконоборчество провозглашается официальной доктриной Византийской империи.

Однако, отвергая иконы и церковную живопись, иконоборцы, по сути, перечёркивали Новый Завет ― забывая о том, что Бог стал человеком…

Были, впрочем, и другие факторы, которые могли повлиять на иконоборчество и гонения. В VIII веке на Востоке стремительно набирает силу ислам, совсем еще молодая на тот момент религия. Византия в миссионерских, а возможно, и геополитических целях искала пути влияния на мусульман. Но в исламе, как и в иудаизме, существовал строгий запрет на изображения…

Впрочем, отказавшись от икон, империя так и не добилась лояльности мусульман, а вот собственному православию урон был нанесен колоссальный…

«Императоры не давали свободы выбора, ― комментирует протоиерей Владислав Цыпин. ― Хочешь, чти иконы, хочешь, не чти ― нет, такого не было! Они сами запрещали и истребляли иконы. И, к сожалению, в итоге сохранилось совсем немного икон доиконоборческой эпохи…».

Основной удар гонений и пыток в ту эпоху примет на себя монашество. Именно византийские монахи, молитвенники, несмотря на запрет императора, продолжали хранить и почитать святые иконы.

«Естественно! А кто еще в те времена больше всего стоял на защите веры? ― задается вопросом Алексей Осипов. ― Это монахи! Их было тогда до ста тысяч! Именно они были оплотом противостояния этой дикой ереси».

И только в марте 843-го года при императрице Феодоре ересь иконоборчества была окончательно осуждена и упразднена.

Алексей ОСИПОВ:

«И 11 марта 843 года, как пишут историки, собрались в константинопольской церкви святой Софии множество архиереев, епископов, монахов. И отсюда, от великой церкви, со свечами и с иконами, прошли крестным ходом к дворцу. И здесь было решено: теперь отныне, ежегодно отмечать этот день как день победы самого центрального христианского догмата ― Боговоплощения. День победы над иконоборчеством».

Мощи святой императрицы Феодоры покоятся сегодня в храме на острове Корфу, напоминая о победе чистоты веры и здравого смысла над ересью.

Если бы в том противостоянии верх одержали иконоборцы, сегодня у нас не было бы ни византийских и древнерусских фресок, ни Микеланджело, Леонардо да Винчи и Рафаэля, ни "Троицы" Андрея Рублева…





Вернуться в раздел

Новости

7 июля Патриарх Кирилл посетил остров Коневец в Ладожском озере подробнее >
Митрополию на Кольском полуострове возглавит военный моряк, капитан II ранга в отставке епископ Североморский и Умбский Митрофан (Баданин) подробнее >
Патриарх Московский и всея Руси обратился к мировому сообществу в связи с давлением со стороны украинских властей на Украинскую Православную Церковь и вмешательством государства в церковную жизнь на Украине подробнее >