Почаевская Лавра и религиозный раскол. Подвиг веры на Западной Украине

Из книги "Вера сегодня. Лица современного православия"

17 Сентября 2018   Александр Егорцев   592


2005 год, конец января.

Час езды на такси от Тернополя до Почаева, и перед нами открывается величественный вид Свято-Успенской лавры. Знакомый телезрителям форт «Байард» ― ничто в сравнении с огромной церковной крепостью, возвышающейся на горе Почаева. Над древними крепостными стенами высятся громадные соборы, купола и кресты которых, кажется, распарывают проходящие по небу облака. Веками Успенская Почаевская Лавра была и остается главным не только оборонительным, но и духовным форпостом на Западной Украине.

В наше время Почаевская Лавра вновь не дает покоя националистически настроенным украинским раскольникам. Вновь о своих претензиях на древнюю обитель все громче заявляют греко-католики и филаретовцы, представители, так называемого, Киевского патриархата. У подножья Лавры на центральной площади Почаева периодически бурлят митинги.

Как вспоминает наш проводник иеродиакон Геронтий, такой нетерпимости и агрессии Почаев не видел уже давно:

― В какой-то момент в толпе раздались крики «Геть москалей, геть монахов ― московских запроданцев!» Там были специальные агитаторы, они кричали, что в Лавре сидят «бандиты», «враги народа», что монахов надо выгнать, а Лавру отобрать… Сейчас, слава Богу, как-то все приутихло. Вот только надолго ли?
Почаевская Лавра, 2005 год

Отец Геронтий показывает главные святыни, к которым сегодня со всего мира стекаются тысячи паломников. Знаменитый отпечаток на камне правой стопы Богородицы. По преданию, в XIII веке на этом месте пастухам явилась в неземном огне Пресвятая Дева.

Спустившись по галерее, расписанной образами всех святых Земли Российской, входим в тесный пещерный храм, где покоятся мощи преподобного Иова Почаевского. В двух метрах справа ― узкое отверстие в скале. Это вход в пещерку, где молился преподобный Иов. Отверстие настолько мало, что проникнуть можно только ползком и обязательно с молитвой. Но не все решаются на это испытание, так как в народе существует поверье, что человека с серьезными грехами обратно пещера может не выпустить.

― А вы не бойтесь, только помолитесь от сердца, ― ободряет иеродиакон, ― И вперед, только снимать внутри пещеры нельзя! Господь Милосерден и, по молитвам преподобного Иова, выберетесь на свет Божий.

Пройдя почаевское испытание, интересуемся у отца Геронтия, как сейчас обстановка в селах. В какие храмы ходит народ? Кого поминают на Литургии?

― А скоро сами увидите, поговорите с местными, только… ― иеродиакон на секунду задумывается, ― Только лучше далеко от машины не отходите и… лучше не говорите, что вы с Москвы. Нет, побить не побьют, но лучше сильно не светиться. Обстановка у нас непростая.

На монастырской «буханке» отправляемся по окрестным селениям. Первая остановка ― село Лосятин. Храм архистратига Божия Михаила. Когда-то был наш, теперь принадлежит филаретовцам. Разговорились с прохожим:

― Ну, это еще было, когда Кравчук с Филаретом решили создать этот самый Киевский Патриархат, как бы национальную такую церковь. Некоторые до сих пор ее не признают, называют самозваной. Ну, какая разница, Бог один ― я могу зайти и в этот храм, и в тот…

Прежняя община Михайло-Архангельского храма Украинской Православной Церкви Московского Патриархата вынуждена теперь ютиться в здании почтамта. Но не успели мы приблизиться, как дорогу к нашему храму преградили руководители Лосятинского сельсовета. Выяснив, что мы из Москвы, лосятинцы выплеснули все обиды. Разумеется, во всех проблемах украинского народа ― виновата Россия. Досталось и нам, и лаврскому иеродиакону Геронтию, и политике Кремля и даже Патриарху Московскому и всея Руси:

― Це не украинска церква! У вас, у России держава своя, у нас своя! Зачем вы приехали?!

― Ну, при чем тут российска Церква?! – вступается в спор отец Геронтий, ― Мы, монахи из Лавры, сами украинцы, здесь выросли, живем и молимся, как наши предки молились!

― А мы обвиняем Россию! Вы дюже агрессивны против нашего Филарета! Все равно мы от России независимы «дэ юрэ», но «дэ факто» ― зависимы!

Чтобы не добавлять масла в огонь, так и не побывав в нашем храме, спешно отъезжаем в другое село. В Почаевском районе уже трудно разобрать, кому какая церковь принадлежит. Одни и те же православные иконы и кресты, одни и те же праздники. Но незримый духовный раскол на Западной Украине коснулся почти каждого села.

Абсурдная, но вполне типичная для Волыни картина. В селе Рутка на одной улице, в пятидесяти метрах друг напротив друга, стоят два православных храма. Оба освящены во имя бессребреников Косьмы и Дамиана. Один остается за Украинской Православной Церковью Московского Патриархата, другой принадлежит Киевскому, филаретовскому. А если проехать дальше, встретятся еще и храмы Украинской Автокефальной церкви, еще западнее пойдут бывшие православные храмы, занятые теперь греко-католиками… И только Почаевская Лавра остается пока незыблемой твердыней канонического Православия.

― К сожалению, раскольники до сих пор не могут успокоиться по поводу Лавры, ― говорит отец Геронтий. ― В местной газете опубликовали статью с требованием превратить Почаевскую Лавру в музей-заповедник, а вход сделать платным, мол, в городской бюджет.

Радостная и неожиданная встреча. На службе в Лавре находим знакомых с Карпат. Дети священника Алексия Слободы: Анна, Ангелина, Артемия и Силуан приехали в паломничество.

В 2004 году, 14 октября на Карпатах мы подверглись нападению автокефалистов. Раскольники тогда захватили в селе Явора Никольский храм. В ходе потасовки националисты стали избивать православных священников, пытались и нас связать, а машину столкнуть с горы в речку. Именно тогда, уходя от погони, мы смогли укрыться в семье карпатского священника.

― А знаете, что потом в том селе в Яворе сталось? ― рассказывает дочь отца Алексия Ангелина. ― Ту церквушку, что тогда захватили, потом и вовсе разобрали. Частично скинули в речку, что-то выплыло, частично удалось спасти.

― А сейчас на Карпатах как?

― Уже и наш храм в Турке пытаются захватить… (Покровский храм в городе Турке будет окончательно захвачен раскольниками 14 октября 2014 года - прим. А.Е.).

Вместе со священнической семьей продолжаем путешествие по Тернопольской области. Город Кременец не раз подвергался нападениям турок. На вершине самого высокого холма до сих пор остались развалины древнего замка. Существует предание, как зимой во время штурма крепости державшие оборону жители стали поливать крутой склон водой. В мороз вода быстро замерзла, и холм превратился в сплошную ледяную горку. Соскальзывая, турки так и не смогли подняться к крепостной стене.

В километре от развалин замка в Кременце находится женский Богоявленский монастырь. Здесь у нас запланирована встреча с митрополитом Тернопольским и Кременецким Сергием. Владыка Сергий ― один из немногих архиереев, отказавшийся перейти в Филаретовский раскол.

В Кременец мы приехали уже к вечеру, когда владыка Сергий завершал всенощное бдение. Что нас поразило, так это горящая в храме рождественская елка. Позади уже и Рождество, и даже Крещение, а пришедшие на службу дети ждут начала колядок.

Как оказалось, на Западной Украине существует традиция ― рождественские праздники продолжаются здесь аж до Сретения. Считается, что, пока на сороковой день Дева Мария ни принесла родившегося Спасителя в храм, Господь остается Младенцем. Вот и горят поэтому до Сретения во всех православных храмах рождественские елки, а украинские детки продолжают колядовать, прославляя Христа Рожденного…

Беседуя с нами, владыка Сергий рассказал, что вера и сегодня остается живой в сердцах многих украинцев, несмотря на давление политиков и боль церковного раскола.

― Раскольники уже много лет поднимают голову, дерзко, агрессивно, ― сожалеет владыка Сергий. ― Вновь выставляют претензии на храмы. В некоторых селах они терроризируют наших священнослужителей, запугивают паству. Очень больно это переживать! И чем дальше, тем хуже. Больно и жалко и самих этих заблудших людей, ослепленных земными целями, соблазнившихся политикой. Наш народ еще больше разделился. Конечно, для нас это испытание. Но, может, это и к лучшему? Это неспокойствие побуждает всех нас к еще более усердной молитве. И видно, что жива вера и в народе, и в детях, и в священниках! Мы будем и дальше отстаивать наши святыни ― в этом наш долг!
Митрополит Тернопольский и Кременецкий Сергий, 2005 год

Национально-политическая вражда на Западной Украине носит перманентный характер. Вместе с проректором Почаевской Духовной семинарии отправляемся по многострадальным Волынским селам. Отец Олег Плаксий предлагает сделать маленькую остановку среди заснеженного поля. Где-то здесь после Второй мировой войны был казнен православный священник.

― Здесь был глубокий колодец, ― указывает отец Олег в сторону одиноко стоящего дерева, ― и мои прихожане из числа старожил говорят, что в него бандеровцы сбрасывали людей. Когда они еще детьми были и пасли здесь коров, видели, что бандеровцы привели к колодцу священника. Он был в рясе, просил, чтобы его не убивали. Бандеровцы сбросили его в колодец. Потом, когда вооруженные люди ушли, дети подкрались к колодцу и увидели на стенках кровь. После этого пастухи засыпали колодец ветками, чтобы больше никого в него бросали. И это не единичная история. В другом селе, известно, как бандеровцы отпилили священнику голову. Да, времена тогда были тяжелые, кровавые. Кстати, любопытно, что автокефальных священников бандеровцы не трогали.

Теперь место упокоения священномученика занесено снегами. Даже имя его неизвестно. Мы продолжаем подниматься по Волынской возвышенности. Походим к горному кладбищу. Отец Олег показывает могилу другого исповедника, пострадавшего ― уже в наше время ― от раскольников-филаретовцев.

― Здесь покоится отец Николай Поляница. Он умер в 94-ом году, умер от тяжелых побоев, которые перенес двумя годами раньше. Он был в числе защитников Троицкого кафедрального собора в Луцке.

Сохранилась редкая видеозапись, на которой запечатлены кадры захвата православных храмов в Луцке. 1992 год. Многотысячная толпа приверженцев, так называемого, Киевского патриархата захватывает Троицкий Кафедральный собор, духовную семинарию и Луцкое епархиальное управление. К раскольникам присоединяется боевой отряд УНА-УНСО. Луцкая милиция и ОМОН на эту бойню никак не реагируют. Начинается штурм, православных священников и семинаристов, избивая, вышвыривают из храма. В ход идут дубины и металлические прутья. В числе пострадавших был и священник Николай Поляница.
На могиле нового исповедника Украины иерея Николая Поляница

― Да, досталось всем тогда, ― вздыхает отец Олег, целуя крест над могилой священника, ― Наши батюшки с прихожанами защищали храм, их избивали прутьями. Вот, отец Николай Поляница теперь, можно сказать, исповедник. Упокой, Господи его душу…

Пройдя через кладбище, идем дальше в гору к селу Старый Торож. Уже темнеет, на Волынской возвышенности начинается вьюга. Из последних сил, замерзшие, добираемся до Свято-Введенского храма. Его настоятель отец Олег Плаксий каждый раз вынужден преодолевать эту горную тропу, чтобы совершить службу. По его словам, здесь всегда было спокойно, все жили в мире, но теперь и на эту сельскую церковь положили недобрый глаз какие-то люди.

― После Рождества ни с того ни с сего к храму приклеили записку с угрозами: «Поп, уйди с прихода, а то будут жертвы». Вторую записку подбросили под дверь церковного дома:  «Поп, уходи, а то осиротишь детей». Видно, кто-то хочет запугать священника.

Записками угрозы не ограничились. Как-то ночью неизвестные разбили стекло в церковном доме. На следующую ночь ― другое. На стене нарисовали череп.

― Кому-то не дает покоя наша каноническая Церковь, ― убежден отец Олег, ― кому-то хочется снова посеять междоусобицу.

― Как Вы думаете, кому все же это на руку?

― Не пойман, не вор. Доказательств пока нет, этим уже занялась полиция. Но, предположительно, это выгодно филаретовцам. Хотят забрать и этот храм. Но надеемся, как говорится, Господь не попустит ― свинья не съест.

С тяжелым чувством покидали мы Украину. Горестно было видеть, насколько глубоко прошел среди великого православного народа религиозный раскол. Но ни давление, ни угрозы со стороны раскольников не в силах омрачить эти светлые и тихие дни праздника. Во всех храмах горят праздничными огоньками рождественские елки. Православная Западная Украина в ожидании праздника Сретения продолжает славить Рожденного Христа Спасителя.

(Из книги Александра Егорцева "Вера сегодня. Лица современного православия")

Вернуться в раздел

Другие статьи автора

Новости

Представляем цикл видеороликов «Миллионы историй - память одна» при участии Rublev.com подробнее >
Визит духовника Патриарха на Кавказ. Нападения на храмы в Кизляре и Грозном. Епархия исповедников и мучеников. подробнее >
"Нет больше той любви, аще кто положит душу свою за други своя" (Евангелие от Иоанна) подробнее >